Миро Каган открывает тайну

27 февраля в московском арт-клубе «Умляут. Место действия» (что на Гоголевском бульваре) состоялось открытие выставки дагестанской художницы Миро Каган «Тайнопись рода».

Так уж устроен человек, что испокон веков его влечет все таинственное. А уж если тайна касается твоей собственной семьи – тут разгадка может стать делом всей жизни. Но как быть, если ключ к тайне потерян в веках? Тут нужно помнить, что если чего-то хочешь по-настоящему – то для тебя нет ничего невозможного: ответ на многовековую загадку нужно искать в глубинах собственного подсознания, в той его части, где твое «Я» пересекается, переплетается, сливается с голосами, мыслями, ощущениями твоих далеких предков. Или положиться на интуицию – это путь, данный свыше и привычный творческому человеку. Именно такими путями и идет к разгадке тайны своего древнего рода дагестанская художница-авангардистка Миро Каган.

Вот как она рассказывает легенду, которую передают в ее семье из поколения в поколение и которая легла в основу выставленной серии картин:

«Корни нашего рода уходят вглубь веков. Один из мифов о его происхождении гласит, что якобы предками рода БАХМАЙ стали три брата-голубя, один из которых влюбился в девушку из нашего села и женился на ней. В дальнейшем род разросся и окреп, но в какой-то момент произошло нечто странное и загадочное, после чего мужчины рода стали либо стремительно умирать, не дожив до 18 лет, либо оставаться бездетными до конца своих дней. Для всех стало очевидно, что в нашем роду появилась какая-то страшная тайна, лишь только разгадав которую род, вероятно, сможет восстановиться и обрести былую силу. Раскрыть эту тайну пытается уже не одно поколение семьи, но ключ к её разгадке до сих пор не найден…»

Серия картин «Тайнопись рода» была создана художницей в короткий срок после посещения родового гнезда (точнее, руин и могильных камней, оставшихся на его месте).

«Что-то внутри меня стремительно и упорно водило кистью по картону, моя рука писала абсолютно бессознательно!» – говорит Миро Каган.

На картинах – петроглифы, загадочные знаки древних руин, несколько раз повторяются стилизованные, сказочные образы птиц (например, «Хранители времени», «Посвящение Мергем»), наиболее часто используются цвета и оттенки, характерные для дагестанского народного творчества (ковроткачества). Две картины рассказывают о нашествиях Золотой Орды: огненное колесо, тьма и смерть на его пути, а затем – снова проблески жизни, ее возрождение… А вот сквозь туман времени – фронтовое письмо, отзвук Великой Отечественной войны… История рода, его единство, его дух – все в изображении художницы проникнуто ощущением мистической тайны, суть которой, может быть, словами выразить было бы просто невозможно. Прочитать эту тайнопись рода можно сердцем да тем еще особым зрением, которое одно лишь и может ясно видеть сквозь наслоения событий и веков.

…Остается только добавить, что посетить выставку «Тайнопись рода» вы сможете до 13 марта. Арт-клуб «Умляут. Место действия», где она проходит – одно из примечательных мест Москвы, он известен в том числе и яркой эстафетой выставок дагестанских художников, начавшейся в декабре и продолжающейся по сей день. «Тайнопись рода» – как раз одна из этих экспозиций. Расположен «Умляут» на Гоголевском бульваре, 23.

Отметим еще, что открытие выставки Миро Каган состоялось в тёплой, почти домашней атмосфере и с многочисленными угощениями.

Справка:

Миро Каган
Родилась 18 июня 1971 г., в селении Хутхул Агульского района Дагестана.
Окончила Дагестанский Политехнический институт.

Текст: Аривик & Пилот
Фото: Пилот

Hosted by uCoz