Ночной забег с волками от Рады Анчевской

Многим, кто давно знаком с творчеством группы «Рада и Терновник», известно, что несмотря на достаточно стабильный репертуар, каждое выступление этого коллектива обладает особой индивидуальностью, отличается от всех предыдущих. От раза к разу меняется состав, аранжировки, общее звучание коллектива. Так, анонс их недавнего концерта в China Town Cafe обещал в этом плане много интересного. Прежде всего было заявлено участие в концерте лидера группы «Маша и медведи» Марии Макаровой, что уже само по себе означало определённую степень новизны. Чуть позже выяснилось, что в выступлении примет участие замечательная московская танцовщица в стиле Tribal Dance Кристабель Отэм. Ну и уже почти перед самым концертом появилась информация об участии исполнительницы русских народных песен Ульяны Шулепиной (группа «Очелье Сороки»). Словом, по анонсам можно было судить о том, что к 16 октября Рада Анчевская и её команда готовят нечто крупномасштабное. То же, что на самом деле довелось увидеть в тот вечер корреспонденту К-Банды, пожалуй, даже превзошло эти ожидания.

Итак, обо всём по порядку.

Входим в полутёмный зал клуба. Зрителей ещё мало – все придут к самому началу выступления. Занимаем места. К слову, данный клуб в последнее время ввёл довольно странную систему депозитов. Но, впрочем, сейчас не об этом.

И вот наконец музыканты на сцене. Первые аккорды. Рада появляется из противоположного конца зала с огромным шаманским бубном в руках и направляется к своему микрофону.

По словам Рады, основной лейтмотив концерта – это высвобождение дремлющей энергии Дикой Женщины, а кодовое название – «Бегущая с волками». Ну что же, с таким посылом и с одноимённым произведением Клариссы Пинколы Эстес в качестве эпиграфа переходим, собственно, к концерту

Первые две-три композиции происходило что-то вроде притирки между музыкантами и зрителями (т.к. все только что пришли сюда из внешнего мира, и у многих ещё не стих в ушах шум метро), потом же зал по-настоящему завёлся. Даже сама Рада отметила в конце, что зрители на этот раз, что называется, «поймали волну» (а ведь это очень важно и для тех, кто на сцене).

На композицию «Саламандра», словно живая иллюстрация, образ из песни, в зале появляется Кристабель Отэм.

«Танцует в огне саламандра
Изумрудно упругое танго
Танцуют закатные птицы
Им поет колокольный ангел…»

Словно вплетаясь в музыкальный ритм и, в то же время, как нельзя лучше иллюстрируя эфемерно-призрачные образы из песни, танцовщица, по сути, воплотила в танце всю энергетическую составляющую композиции (к слову, изначально отнюдь не слабую).

Тем временем, концерт продолжался. Как и ожидалось, уже знакомый репертуар зазвучал совершенно по-новому. Трансовая ритм-секция, подкрепляемая упругим звучанием периодически появляющихся в руках у исполнителей всевозможных шаманских бубнов и гудящего барабана, басовые риффы, создающие ощущение какого-то направленного перманентного движения в бесконечность, запредельные психоделические гитарные импровизации от Владимира Анчевского и, словно антипод, тёплое звучание электровиолончели в руках у Таис Кисляковой – относительно новой участницы группы, фирменный, мощный и невероятно выразительный вокал Рады «в три с половиной октавы» – всё это способно заставить забыть о той реальности, что осталась за стенами клуба, ввести в транс, закружить, унести куда-то очень далеко… Дикая неудержимая шаманская энергия наполняла всё помещение, пульсируя, доставая до самых потаённый уголков души и вводя в резонанс всех присутствующих. Ощущения от всего этого можно сравнить с неким водопадом, лавиной энергии, возникающей откуда-то из бесконечной глубины времени и туда же низвергающейся.

Позже на сцене появилась Маша Макарова, обозначив дальнейшее как исполнение собственных песен в стиле «Рады и Терновника». Должен отметить, что результат оказался чем-то совершенно новым для всех участников действа. Сочетание низкого хрипловатого тембра Маши Макаровой с вокализами Рады, временами уходящими чуть ли не в ультразвук, какая-то змеиная пластика – всё это не было похоже ни на «Раду и Терновник», ни на «Машу и медведей» и, думаю, вполне достойно отдельного проекта.

И вновь на сцене «Рада и Терновник» в чистом виде, всё так же добросовестно выполняя обещание «похулиганить» в плане высвобождения дикой энергии, что, к слову, в тот вечер им удалось на славу.

На завершающую композицию концерта – «Этническую» – на сцене появилась Ульяна Шулепина с хакасским бубном. Должен отметить, что у группы стало хорошей традицией приглашать на эту композицию всевозможных исполнителей этнической музыки, что называется, со стороны. Таким образом, каждое исполнение «Этнической» получает какую-то особенную, индивидуальную окраску. В данном случае Ульяна Шулепина по большей части подыгрывала на бубне, а в конце выдала совершенно невероятную вокальную импровизацию, тем самым сделав финал композиции (а вместе с тем и концерта) неожиданно лёгким и воздушным.

И всё же оставим попытки воплотить в слова все те эмоции, которые испытали зрители на описанном концерте – эта задача нереальна. Только непосредственное присутствие, услышать собственными ушами, ощутить собственной кожей – и никак иначе. Ну и, конечно же, ждём издание концертника.

Начиная со своей недавней музыкально-экологической программы «Укок», сделанной совместно с алтайским кайчи Ногоном Шумаровым, группа «Рада и Терновник» взяла новое направление, соединяя первобытную шаманскую энергетику с электрическим звучанием и уже во многом устоявшимся репертуаром. Состоявшийся концерт, определённо, является продолжением этой линии, причём нельзя не отметить, что коллектив не топчется на месте, а активно движется вперёд по пока ещё непроторённой дороге, находя новые формы, подходы, способы трансляции тонких энергий посредством звука.

Текст: Пилот
Фото: Аскар Ибрагимов (1), Пилот (2, 4, 5), Андрей Рогожин (3, 6)

Hosted by uCoz